бюджет, бухгалтер, банк, финансист

Постановление Правительства РФ от 01.12.2018 N 1462

«О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2018 г. N 497»

Установлены требования к кредитным организациям, работающим в Крыму и Севастополе, в которых может быть открыт специальный счет для проведения капремонта.

Указывается, что специальные счета, открытие которых осуществляется на территории субъектов РФ — Республики Крым и г. Севастополя, могут быть открыты в российских организациях, осуществляющих свою деятельность на территориях этих субъектов РФ, соответствующих на день открытия счета следующим требованиям:

наличие кредитного рейтинга не ниже уровня «A(RU)» по национальной рейтинговой шкале для РФ кредитного рейтингового агентства АКРА (АО) и (или) кредитного рейтинга не ниже уровня «ruA» по национальной рейтинговой шкале для РФ кредитного рейтингового агентства АО «Рейтинговое агентство «Эксперт РА»;

размер собственных средств (капитала) не менее 25 млрд. рублей по имеющейся в Банке России информации на день открытия специального счета.

 

Приказ Банка России от 29.10.2018 N ОД-2836

«О проведении предварительного отбора аудиторских организаций, которым Банком России может быть поручено проведение проверок некредитных финансовых организаций, и об отмене приказа Банка России от 31.03.2015 N ОД-677»

Банк России объявляет о начале предварительного отбора аудиторских организаций, которым Банк России может поручить проведение проверок некредитных финансовых организаций.

В предварительном отборе вправе принимать участие аудиторская организация, соответствующая следующим критериям:

созданная в соответствии с законодательством РФ;

являющаяся членом саморегулируемой организации аудиторов в соответствии с требованиями статьи 3 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

обладающая безупречной деловой репутацией;

осуществлявшая в течение пяти лет, предшествовавших дате подписания руководителем аудиторской организации заявки на участие в предварительном отборе, аудиторские проверки некредитных финансовых организаций;

не имевшая в течение трех лет, предшествовавших дате подписания руководителем аудиторской организации заявки на участие в предварительном отборе, фактов применения к аудиторской организации мер дисциплинарного и иного воздействия, предусмотренных частями 1 и 6 статьи 20 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (за исключением мер дисциплинарного и иного воздействия, предусмотренных пунктами 1 — 3 и 6 части 1 и пунктами 1 и 2 части 6 статьи 20 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», в случае своевременного и полного исполнения аудиторской организацией решения о применении в отношении данной аудиторской организации соответствующих мер дисциплинарного и иного воздействия);

не имевшая в течение трех лет, предшествовавших дате подписания руководителем аудиторской организации заявки на участие в предварительном отборе, фактов наличия вступивших в законную силу решений суда об удовлетворении требований клиентов к аудиторской организации (аудиторам, являющимся работниками аудиторской организации), возникших в связи с оказанием аудиторских услуг и (или) услуг, связанных с аудиторской деятельностью, указанных в пунктах 1 — 7 части 7 статьи 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»;

являющаяся страхователем ответственности за нарушение договора оказания аудиторских услуг и (или) за причинение вреда имуществу других лиц в результате осуществления аудиторской деятельности.

Заявка на участие в предварительном отборе составляется по форме приложения 1 к Положению Банка России от 07.08.2014 N 426-П «О порядке проведения отбора аудиторских организаций для проведения проверок некредитных финансовых организаций по поручению Банка России» с соблюдением требований, установленных пунктами 1.6 и 2.3 Положения Банка России N 426-П, и представляется в соответствии с пунктом 2.4 Положения Банка России N 426-П в срок не позднее 15 рабочих дней со дня размещения настоящего информационного сообщения на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

 

Указание Банка России от 28.11.2018 N 4990-У

«О порядке формирования и форме реестра обязательств банка перед вкладчиками»

С 1 января 2019 года банки начнут формировать реестр обязательств перед вкладчиками по новой форме.

Согласно новой форме реестр обязательств будет состоять из следующих таблиц:

сведения о банке, составившем реестр обязательств;

сведения о филиале (головном офисе) банка, в котором вкладчик заключил договор;

сведения о вкладчике;

сведения о вкладчике — физическом лице, перед которым банк имеет обязательства;

сведения о вкладчике — юридическом лице, перед которым банк имеет обязательства;

сведения о полномочных представителях вкладчика — физических лицах, имеющих право действовать без доверенности;

сведения об обязательствах банка перед вкладчиком;

сведения об объеме (доле) прав вкладчика на остаток вклада;

сведения о дополнительных реквизитах обязательств по счетам эскроу;

сведения о встречных требованиях банка к вкладчику;

сведения, содержащиеся в контрольном файле;

сведения о размере страхового возмещения.

Устанавливается, что реестр формируется в электронном виде. Программные средства, используемые банком, должны обеспечивать формирование реестра обязательств в электронном виде на любую дату. Реестр формируется банком по требованию Банка России — в течение 5 рабочих дней со дня поступления в банк указанного требования, на дату, указанную в требовании Банка России; при наступлении страхового случая — не позднее срока, установленного Федеральным законом от 23.12.2003 N 177-ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации».

В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации в Минюсте России текст документа может быть изменен.

 

Указание Банка России от 28.11.2018 N 4992-У

«О порядке доведения государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» до банков — участников системы страхования вкладов информации об установлении и о размере дополнительной или повышенной дополнительной ставки страховых взносов с использованием информационных ресурсов Банка России»

С 1 января 2019 года ГК «Агентство по страхованию вкладов» будет доводить до банков — участников системы страхования вкладов физлиц информацию о дополнительной ставке страховых взносов по правилам, определенным Банком России.

Информация об установлении и о размере дополнительной или повышенной дополнительной ставки страховых взносов (далее — информация о дополнительной ставке) направляется Агентством в Банк России с использованием информационных ресурсов Банка России.

Банк России обеспечивает направление информации о дополнительной ставке в личный кабинет кредитных организаций на сайте Банка России, не позднее дня, следующего за днем направления информации Агентством.

Определены требования к формату электронного документа, подписанного УКЭП, содержащего информацию Агентства, порядок действий в случае возникновения ошибки при проверке банком УКЭП файла, а также условия, при наличии которых информация считается доведенной до банка Агентством.

В настоящее время данное Указание находится на государственной регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации в Минюсте России текст документа может быть изменен.

 

Информационное письмо Банка России от 28.11.2018 N ИН-01-59/69

«О продаже финансовых продуктов»

Некредитным финансовым организациям и СРО в сфере финансового рынка рекомендовано разработать сценарии продаж финансовых продуктов физлицам.

В частности:

СРО в сфере финансового рынка рекомендовано разработать типовые сценарии (инструкции) взаимодействия с физлицами в рамках продажи финансовых продуктов (типовые сценарии продаж) в отношении каждого из видов финансовых продуктов, продаваемых НФО, являющимися членами такой СРО;

СРО рекомендуется обеспечивать соответствие типовых сценариев продаж общим принципам обеспечения защиты прав и законных интересов физических лиц, а также положениям базовых стандартов защиты прав и интересов физических и юридических лиц — получателей финансовых услуг, оказываемых членами СРО, в том числе в части отсутствия признаков навязывания финансового продукта, надлежащего информирования граждан и т.д.;

при поступлении в СРО сценариев взаимодействия с физлицами в рамках продажи финансовых продуктов, разработанных НФО, на согласование в индивидуальном порядке (индивидуальные сценарии продаж) СРО рекомендуется осуществлять их проверку на предмет соответствия вышеназванным общим принципам;

НФО и кредитным организациям рекомендовано привлекать в качестве посредников при продаже финансовых продуктов физическим лицам только НФО либо кредитные организации, за исключением случаев, когда возможность привлечения иных посредников прямо предусмотрена законодательством или базовыми стандартами, разработанными СРО в сфере финансового рынка.

 

«О внесении изменений в Положение о Комитете финансового надзора Банка России»

(утв. Банком России 28.11.2018 N КФН/И1-2018, решением Совета директоров Банка России, протокол от 07.11.2018 N 34)

Положение о Комитете финансового надзора Банка России приведено в соответствие с изменениями законодательства.

Федеральным законом от 07.03.2018 N 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов», в числе прочего, устанавливается, что решение о наличии либо об отсутствии в действиях фонда нарушения условий управления средствами пенсионных резервов и организации инвестирования средств пенсионных накоплений, а также о сумме средств, подлежащей восполнению, принимается Комитетом финансового надзора Банка России на основании мотивированного суждения в течение 15 рабочих дней после даты вынесения соответствующего вопроса на рассмотрение Комитета финансового надзора Банка России.

Настоящим письмом соответствующее полномочие включается в Положение о комитете финансового надзора Банка России, утвержденное решением Совета Банка России от 30.08.2013, протокол N 18.

 

Указание Банка России от 12.09.2018 N 4902-У

«О перечне документов, сохранность которых должны обеспечить страховщики, и требованиях к обеспечению сохранности таких документов»

Зарегистрировано в Минюсте России 23.11.2018 N 52763.

Обновлены требования к порядку хранения документов страховщиков на бумажном носителе и в электронном виде.

В частности, устанавливаются требования к порядку хранения ряда новых документов, образующихся в деятельности страховщиков, уточнены наименования документов, которые обязан сохранять страховщик.

Не подлежащим применению признается Приказ ФСФР России от 06.03.2013 N 13-16/пз-н «Об утверждении Перечня документов, сохранность которых обязаны обеспечить страховщики, и требований к обеспечению сохранности таких документов».

Указание вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

 

Информация Банка России

«О признании Платежной системы «Газпромбанк» национально значимой»

Банк России признал Платежную систему «Газпромбанк» национально значимой.

Платежная система признается национально значимой в случае ее соответствия одновременно следующим критериям:

— Российская Федерация, Банк России, граждане РФ прямо или косвенно установили контроль в отношении оператора платежной системы и операторов услуг платежной инфраструктуры, за исключением расчетного центра платежной системы;

— используемые операторами услуг платежной инфраструктуры информационные технологии соответствуют устанавливаемым Банком России по согласованию с Правительством РФ требованиям. Указанные требования должны включать в том числе использование в установленной доле программных средств, разработчиками которых являются российские организации, требования к лицензионным соглашениям, требования к материальным носителям платежных карт, включая их интегральные микросхемы, а также к обеспечению защиты информации.

 

Федеральный закон от 28.11.2018 N 454-ФЗ

«Об особенностях перечисления в 2019 году доходов, полученных Центральным банком Российской Федерации от участия в капитале публичного акционерного общества «Сбербанк России» по итогам 2018 года»

Доходы, полученные в 2019 году Банком России от участия в капитале ПАО «Сбербанк России» по итогам 2018 года, подлежат перечислению в федеральный бюджет до 1 августа 2019 года.

Установлено, что часть прибыли Банка России, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в 2020 году в соответствии с частью первой статьи 26 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», уменьшается на сумму средств, перечисленных в федеральный бюджет в 2019 году.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

 

Информация Банка России от 28.11.2018

«О включении ценных бумаг в Ломбардный список Банка России»

В Ломбардный список Банка России включены новые ценные бумаги.

Такими бумагами, в частности, являются:

биржевые облигации Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», имеющие идентификационный номер выпуска 4B02-01-65018-D-001P;

биржевые облигации Государственной компании «Российские автомобильные дороги», имеющие идентификационный номер выпуска 4B02-03-00011-T-001P;

биржевые облигации открытого акционерного общества «Российские железные дороги», имеющие идентификационный номер выпуска 4B02-09-65045-D-001Р;

биржевые облигации Акционерного общества «ДОМ.РФ», имеющие идентификационные номера выпусков 4B02-03-00739-A-001P, 4B02-04-00739-A-001P.

 

Проект Федерального закона N 596269-7 «О внесении изменения в статью 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»

Без привязки к МРОТ предлагается определять размер требований кредиторов, при неудовлетворении которых у кредитной организации отзывается лицензия.

В настоящее время пунктом 4 части 2 статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» установлено, что в случае неудовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам и обязанности по уплате обязательных платежей Банк России обязан отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций. При этом размер указанных требований в совокупности должен составлять не менее 1000-кратного размера минимального размера оплаты труда.

Однако согласно статье 3 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» применение минимального размера оплаты труда для целей, не связанных с трудовыми отношениями, не допускается.

В этой связи настоящим законопроектом устанавливается, что размер требований кредиторов по денежным обязательствам и обязанности по уплате обязательных платежей, при неудовлетворении которых Банк России обязан отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций, должен составлять не менее 100 тысяч рублей.

 

Вопрос: …Банк производит финансирование под уступку денежных требований (факторинг) и за предоставление услуг взимает с клиента комиссию в процентах от суммы договора. Недополученные доходы возмещаются за счет субсидий на основании Постановления Правительства РФ от 24.05.2017 N 620. Облагается ли НДС сумма субсидий?
(Консультация эксперта, 2018)

 

Вопрос: …Вправе ли заемщик при досрочном погашении задолженности по кредитному договору вернуть стоимость пакета дополнительных услуг за неиспользованный период?
(Консультация эксперта, 2018)

 

Вопрос: В каком порядке арестовывается банковский счет организации?
(Консультация эксперта, 2018)

 

Вопрос: …Правомерна ли валютная операция в евро напрямую с рублевого корреспондентского счета банка-резидента (минуя его валютный корреспондентский счет в евро) в пользу банка-нерезидента (напрямую на его валютный корреспондентский счет в евро) при условии, что банк-резидент и банк-нерезидент имеют корреспондентские счета в одном уполномоченном банке?
(Консультация эксперта, 2018)

 

Вопрос: …Покупатели — физические лица вносят плату за товар на расчетный счет организации через онлайн-банк и путем внесения на расчетный счет наличных через кассу банка. Можно ли по выписке или приложенному к ней платежному поручению определить, что оплата произведена через кассу банка?
(Консультация эксперта, 2018)

 

Вопрос: …Торговля на рынках производится с передвижных автофургонов. Нужно ли применять онлайн-ККТ? Сколько кассовых аппаратов должно быть? Где и как они должны быть зарегистрированы?
(Консультация эксперта, 2018)

 

Статья: Валютные операции в сделках с недвижимостью. Расчеты между юридическими и физическими лицами
(Бурсулая Т.)
(«Финансовая газета», 2018, N 43)

 

Статья: Таможня для бизнеса в индустрии моды в свете нового Таможенного кодекса ЕАЭС
(Балакина А.В., Ярзуткин А.Н.)
(«Электронный журнал «Финансовые и бухгалтерские консультации», 2018, N 11)

 

Статья: Лабиринты валютного законодательства: выход есть
(Тиверзина С.)
(«Практическая бухгалтерия», 2018, N 11)

 

Статья: Комментарий к Письму Минфина России от 05.10.2018 N 03-01-15/71861 «При расчетах с физлицом по ГПД ККТ не нужна»
(Чимидова Е.В.)
(«Нормативные акты для бухгалтера», 2018, N 21)

 

Вопрос: …В распоряжении указано наименование клиента: ИП Иванов И.И., при этом номер банковского счета указан верно, но в банке отсутствуют клиенты — ИП с такой фамилией и инициалами. Вправе ли банк зачислить средства на счет ИП?
(«Расчеты и операционная работа в коммерческом банке», 2018, N 5)

 

Вопрос: …Клиент банка — юрлицо или ИП — покупает через Интернет товар за доллары, оплачивает рублевой картой по курсу Банка России. Клиент возвращает товар. Какую сумму в рублях банк должен вернуть, учитывая, что курс изменился?
(«Расчеты и операционная работа в коммерческом банке», 2018, N 5)

 

Вопрос: …Является ли нарушением очередности платежей порядок списания банком задолженности по комиссии за РКО со счета 47423, минуя расчетный счет, при оплате задолженности физлицом по доверенности в кассу банка?
(«Расчеты и операционная работа в коммерческом банке», 2018, N 5)

 

Статья: Правомерно ли списание со счета платежного агента в счет погашения его долга?
(Севастьянова Ю.)
(«Расчеты и операционная работа в коммерческом банке», 2018, N 5)

 

Статья: Может ли клиент через суд заставить банк открыть зарезервированный банковский счет?
(Севастьянова Ю.)
(«Расчеты и операционная работа в коммерческом банке», 2018, N 5)

 

Статья: К вопросу образования «кредитного хвоста» у военнослужащего — участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения
(Мананников Д.Ю.)
(«Право в Вооруженных Силах», 2018, N 9)