44-ФЗ, госзакупки

Вопрос: Указывать ли в контракте, что он для СМП и применять ли все другие условия, предусмотренные законодательством для СМП при исполнении контракта, если по итогам проведения процедуры определения поставщика путем проведения открытого конкурса, она признана не состоявшейся, то есть подана одна заявка и контракт заключается по п. 25 ч.1 ст.93 44-ФЗ.

 

Сообщаю Вам следующее:

В соответствии с частью 4 статьи 30 Закона N 44-ФЗ в случае признания несостоявшимся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, заказчик вправе отменить указанное в части 3 статьи 30 Закона N 44-ФЗ ограничение и осуществить закупки на общих основаниях. При этом такие закупки, осуществленные на общих основаниях, не учитываются в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее — СМП, СОНО) в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ. По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у СМП, СОНО, предусмотренных частью 2 статьи 30 Закона N 44-ФЗ.

Таким образом, в указанных случаях Законом N 44-ФЗ установлена обязанность заказчика осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ. При этом такая закупка не учитывается в отчете, указанном в части 4 статьи 30 Закона N 44-ФЗ.

 

Исходя из изложенного, считаем, что при осуществлении закупки в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ заказчик не применяет условия, предусмотренные законодательством для СМП при исполнении контракта.

 

В материалах СПС КонсультантПлюс не содержится разъяснений уполномоченных органов, консультаций, авторских материалов по указанному Вами  вопросу.

Между тем, услуга «Линия Консультаций» включает в себя подбор, анализ и предоставление информации, а также нормативных и консультационных материалов, содержащихся в СПС КонсультантПлюс и носит справочный характер.  Обращаем Ваше внимание, что согласно Регламенту оказания услуги «Линия консультации» от 01.04.2016 эксперты Линии консультации не осуществляют толкование нормативных актов при отсутствии опубликованных комментариев. Кроме того, разъяснение правовых норм, основанные на анализе положений действующего законодательства и судебной практики, содержащихся в СПС КонсультантПлюс, специалистами Линии консультации не являются обязательными, и носят субъективный  информационно-разъяснительный характер. Окончательное решение по применению информации Вы принимаете самостоятельно.

Учитывая изложенное,  за дополнительной консультацией Вы можете обратиться в территориальное управление ФАС России: to59@fas.gov.ru.

 

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

 

Документ 1

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России, рассмотрев обращение от 26.02.2019 о порядке подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, сообщает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 данной статьи.

Частью 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что при определении объема закупок, предусмотренного частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются в том числе закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, за исключением закупок, которые осуществлены в соответствии с пунктами 2525.3 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 4 статьи 30 Закона о контрактной системе по итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 указанной статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе.

Правила подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе, а также форма отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2015 N 238 (далее соответственно — Правила, Постановление N 238).

Вместе с тем требования к заполнению формы отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, содержащиеся в Правилах, в настоящее время не предусматривают положений, позволяющих учитывать закупки, которые осуществлены в соответствии с пунктами 2525.3 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В настоящее время в рамках работы по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере закупок Минфином России подготовлен и в установленном порядке направлен на согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Постановление N 238.

При этом частью 2 статьи 4, частью 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации установлено, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Учитывая изложенное, до принятия указанных изменений в Постановление N 238 при заполнении отчета за 2018 год об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций заказчик руководствуется положениями статьи 30 Закона о контрактной системе, в том числе при определении объема закупок, предусмотренного частью 1 указанной статьи Закона о контрактной системе, в расчет совокупного годового объема закупок включает закупки, которые осуществлены в соответствии с пунктами 2525.3 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Дополнительно Департамент обращает внимание, что согласно информации, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок, Федеральное казначейство осуществит мероприятия, направленные на обеспечение формирования отчетов в соответствии с принятыми и вступившими в законную силу изменениями статьи 30 Закона о контрактной системе (http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/news/news_preview.html?newsId=28276).


{Вопрос: Об учете несостоявшихся закупок у СМП и СОНКО в совокупном объеме закупок при заполнении отчета за 2018 г. (Письмо Минфина России от 25.03.2019 N 24-01-07/20120) {КонсультантПлюс}}

Документ 2

На основании пункта 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ в случае признания несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений в соответствии с частями 1 и 7 статьи 55, частями 13.1 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79, частью 18 статьи 83 Закона N 44-ФЗ заказчиком может осуществляться закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно пункту 3 части 1.1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ при определении объема закупок, предусмотренного частью 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, в расчет совокупного годового объема закупок закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ не включаются.

В соответствии с частью 4 статьи 30 Закона N 44-ФЗ в случае признания несостоявшимся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, заказчик вправе отменить указанное в части 3 статьи 30 Закона N 44-ФЗ ограничение и осуществить закупки на общих основаниях. При этом такие закупки, осуществленные на общих основаниях, не учитываются в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее — СМП, СОНО) в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ. По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у СМП, СОНО, предусмотренных частью 2 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с СМП, СОНО, а также информацию о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием СМП, СОНО.

Таким образом, в указанных случаях Законом N 44-ФЗ установлена обязанность заказчика осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ. При этом такая закупка не учитывается в отчете, указанном в части 4 статьи 30 Закона N 44-ФЗ.


{Вопрос: О закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и ее отражении в отчете об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и СОНКО. (Письмо Минэкономразвития России от 21.02.2017 N ОГ-Д28-1806) {КонсультантПлюс}}

Документ 3

…Исходя из ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями гл. 3 Закона N 44-ФЗ.

Как следует из изложенного, в п. 4 ч. 2 ст. 71 Закона N 44-ФЗ указывается на то, что контракт заключается в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, то есть использована утвердительная форма глагола (заключается), но в то же время приведено указание на п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

В п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ указывается, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, то есть указано на право, а не на обязанность заказчика заключать контракт таким способом.

В Законе N 44-ФЗ прямо не указано, обязан ли заказчик заключать контракт в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному ч. 8 ст. 67 Закона N 44-ФЗ, в связи с тем что аукционной комиссией принято решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником, с единственным участником такого аукциона, если этот участник и поданная им заявка на участие в таком аукционе признаны соответствующими требованиям Закона N 44-ФЗ и документации о таком аукционе.

Обратимся к исследованию судебной практики.

В Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 05.03.2015 N Ф10-355/2015 суд заключил, что из Закона N 44-ФЗ не следует, что заказчик в любом случае обязан заключить контракт с единственным участником аукциона, оставшимся после рассмотрения первых частей заявок, заявка которого на участие в таком аукционе признана соответствующей требованиям Закона N 44-ФЗ и аукционной документации.

В Определении Верховного Суда РФ от 10.08.2015 N 310-ЭС15-5426 данная точка зрения признана правомерной. Признание несостоявшимся электронного аукциона при соответствии заявки единственного участника требованиям Закона N 44-ФЗ и аукционной документации не порождает обязанность учреждения как заказчика в любом случае заключить договор с заявителем. Суд установил, что причиной отказа в заключении договора являлось в том числе проведение новой конкурентной процедуры определения подрядчика, уточнение описания объекта закупки, изменения условий договора, а также то, что целью аукциона является определение подрядчика, предлагающего наименьшую цену контракта.

Учитывая позицию Верховного Суда РФ, казенное учреждение заключать контракт с ООО как единственным участником указанного аукциона не обязано. Казенное учреждение вправе не заключать контракт с ООО как единственным участником указанного аукциона и принять решение о проведении нового электронного аукциона по оказанию услуг.


{Вопрос: …Аукционная комиссия казенного учреждения, рассмотрев первые части заявок на участие в электронном аукционе по оказанию услуг, решила признать только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в аукционе (ООО), его участником и признать аукцион несостоявшимся. Обязано ли казенное учреждение заключить контракт с ООО как с единственным участником аукциона? Вправе ли казенное учреждение не заключать контракт с ООО и принять решение о проведении нового электронного аукциона? (Консультация эксперта, 2015) {КонсультантПлюс}}

 

Ответ подготовил Консультант Регионального информационного центра сети КонсультантПлюс

 Гадисламова Ирина Мидхатовна

Ответ актуален на 16.01.2020 г.