водоканал, ЖКХ

Проводим электронный аукцион на ремонт водопроводных сетей, НМЦК 11 млн.. Подскажите, стоило ли нам устанавливать дополнительные требования к участникам закупки по Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99? И если да — то по какому пункту Приложения 1? У нас не капитальный ремонт, а просто ремонт.

 

Сообщаю Вам следующее:

Установление в соответствии с п. 2 приложения 1 к Постановлению N 99 дополнительных требований к участникам закупки работ по текущему ремонту неправомерно и будет являться нарушением ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

 

Документ 1

2. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей


Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (ред. от 20.03.2020) «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (вместе с «Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов») {КонсультантПлюс}

 

Документ 2

Вопрос: Правомерно ли установление дополнительных требований к участнику закупки на выполнение работ по текущему ремонту?

 

Ответ: В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее — Постановление N 99) приложением 1 установлены дополнительные требования к участникам закупки. Позиция ФАС России и Министерства экономического развития Российской Федерации по вопросам применения Постановления N 99 изложена в совместном письме Минэкономразвития России N 23275-ЕЕ/Д28и и ФАС России N АЦ/45739/15 от 28.08.2015 «О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о применении Постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее — письмо). Вместе с тем отдельные положения письма были обжалованы в Верховном Суде Российской Федерации. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 22.08.2016 N АКПИ16-574 абз. 4 пп. 1.3 п. 1 письма признан недействующим в части предъявления требования к участникам закупки о наличии опыта исполнения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту при осуществлении закупок на выполнение работ по текущему ремонту. На основании изложенного с учетом решения, принятого Верховным Судом Российской Федерации, в настоящее время установление в соответствии с п. 2 приложения 1 к Постановлению N 99 дополнительных требований к участникам закупки работ по текущему ремонту неправомерно и будет являться нарушением ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.


{Вопрос: Правомерно ли установление дополнительных требований к участнику закупки на выполнение работ по текущему ремонту? («Официальный сайт ФАС России», 2017) {КонсультантПлюс}}

Документ 3

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и сообщает.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 при осуществлении закупки работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн рублей, к ее участникам предъявляются дополнительные требования.

Вместе с тем работы по текущему ремонту не являются подвидом строительных работ. Таким образом, при осуществлении закупки работ по текущему ремонту дополнительные требования к участникам закупки не применяются.

Одновременно обращаем внимание, что Минэкономразвития России в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, в связи с чем данные разъяснения юридической силы не имеют.


{Вопрос: О дополнительных требованиях к участникам закупки работ по текущему ремонту. (Письмо Минэкономразвития России от 07.04.2017 N Д28и-1516) {КонсультантПлюс}}

Документ 4

…В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре поступила жалоба на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.

В доводах жалобы Заявитель указал следующее.

…6. Пунктом 3.3.4 проекта контракта установлено следующее требование к исполнителю: организовать работу в круглосуточном режиме аварийно-диспетчерской службы; пунктом 3.3.5 проекта контракта установлено требование: обеспечить работу аварийно-диспетчерской службы с использованием автоматизированной системы фиксации поступающих заявок, обращений от Заказчика; пунктом 8.13 Технического задания установлено требование: наличие у Исполнителя круглосуточной аварийно- диспетчерской службы, расположенной на территории города Сургута.

Данные требования являются дополнительными и согласно ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, могут быть установлены Правительством РФ при проведении конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов. К участнику открытого аукциона в электронной форме могут быть установлены только единые требования согласно ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.

Ч. 3 ст. 33 Закона N 44-ФЗ установлен запрет на включение в документацию о закупке требований к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для оказания услуг.

Данные требования необходимо исключить из аукционной документации, как несоответствующие законодательству.

…В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.

  1. На основании части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» содержит исчерпывающий перечень дополнительных требований, перечисленные в жалобе требования п. 3.3.4., 3.3.5 проекта контракта и п. 8.9 Технического задания, не являются дополнительными и не относятся к части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, а являются условиями при оказании услуг на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту внутренних инженерных сетей теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения.

Согласно пункта 17 части раздела I «ДОКУМЕНТАЦИИ ОБ АУКЦИОНЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ» дополнительные требования к участникам закупки Заказчиком не установлены. В содержании указанного выше пункта установлены единые требования в соответствии статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Документов и доказательств, подтверждающих доводы Заявителем не предоставлено.

На основании вышеизложенного, нарушения в действиях Заказчика не установлены…


{Решение Ханты-Мансийского УФАС России от 13.11.2018 Обстоятельства: Поступила жалоба на неправомерные действия Заказчика при проведении электронного аукциона, выразившиеся в невозможности определить стоимость оказания услуг и стоимость товаров, что не позволяет участнику в полной мере сформировать свое ценовое предложение. Решение: Признать жалобу необоснованной. {КонсультантПлюс}}

 

 

Ответ подготовил Консультант Регионального информационного центра сети КонсультантПлюс

 Гадисламова Ирина Мидхатовна

Ответ актуален на 27.04.2020 г.