Участники госзакупок теперь могут видеть сведения из реестра банковских гарантий в ЕИС

С 6 мая участники закупок в личном кабинете ЕИС могут:

— отслеживать в онлайн-режиме включение банками в реестр информации о выданных им гарантиях для участия в открытых электронных процедурах;

— проверять в реестре наличие гарантий, выданных под обеспечение исполнения контракта или гарантийных обязательств.

Напомним, что госзаказчик не примет банковскую гарантию, если ее нет в реестре.

Информационное сообщение ЕИС от 06.05.2020 (https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/news/news_preview.html?newsId=30148)

 

Отсрочены некоторые доптребования к участникам госзакупок услуг по перевозке групп детей автобусами

С 8 мая вступают в силу изменения о переносе начала применения доптребований к участникам закупок услуг по организованной перевозке детей автобусами.

До 30 июня 2021 года к участникам не будет применяться требование о том, что с момента выпуска автобуса должно пройти не более 10 лет.

До 31 мая 2021 года также отсрочено требование об оснащении транспорта аппаратурой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Подтверждающие документы также не потребуются.

Постановление Правительства РФ от 28.04.2020 N 597

 

Правительство унифицировало запреты на госзакупки иностранных товаров и расширило их

Заказчикам теперь проще разобраться, как и в каких случаях применять запреты. Большинство действующих правил сведено в один документ. Перечень запрещенных товаров во многом дублирует перечни из старых актов, но есть и новшества.

Так, с мая запрещены закупки любой иностранной бумаги и картона по коду 17.12 ОКПД-2 (п. 10 Перечня). Запрет не применяется к закупкам, которые начаты до 1 мая. Раньше существовали только условия допуска в отношении отдельных видов такой продукции.

С 1 июля будет также запрещено закупать любой транспорт для перевозки 10 и более пассажиров (п. 74 Перечня). Действующий сейчас запрет не касается автобусов массой пять тонн и менее, хотя по ним установлены условия допуска к закупкам.

Постановление Правительства от 30.04.2020 N 616 (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202005010005)

 

С 11 мая можно устанавливать повышенные авансы при некоторых госзакупках

Госзаказчики смогут устанавливать аванс в размере до 50% включительно от суммы контракта, заключаемого в 2020 году для федеральных нужд.

Речь идет о случаях, для которых сейчас предусмотрен предел в 30% (абз. 2 пп. «а» и пп. «б» Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета). При этом для строительных контрактов на сумму более 600 млн. руб. предел общего объема авансирования по-прежнему будет составлять 70%.

Кроме того, появится возможность предусмотреть аванс в контрактах на закупки для федеральных нужд товаров и услуг, по которым сейчас авансирование запрещено. Этот запрет приостановлен до конца года.

Аванс не более 50% можно будет предусмотреть и в контрактах на строительство региональных и муниципальных объектов, если для их финансирования региону выделены субсидии из федерального бюджета.

Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 630

 

УФАС не стало включать в РНП поставщика, нарушившего госконтракт из-за коронавируса

По условиям госконтракта организация должна была партиями поставлять товар по заявкам заказчика с 25 июня 2019 года по 29 мая 2020 года. На исполнение заявки у поставщика было 5 рабочих дней с момента ее получения.

По январской заявке заказчика организация поставила медицинские маски и шапочки, а в феврале исполнить заявку уже не смогла. В ответ на повторную заявку поставщик сообщил в письме, что в связи с опасностью эпидемии коронавируса в ближайшее время поставок медицинских масок не будет. Другие позиции организация поставила позже.

Заказчик расторгнул контракт в одностороннем порядке и направил в контрольный орган сведения для включения поставщика в РНП. В ответ на запрос УФАС организация направила письменные пояснения и переписку с поставщиками масок, которая подтверждала, что поставка масок приостановлена на неопределенный срок.

УФАС не включило поставщика в РНП по следующим причинам:

— до возникновения ситуации с коронавирусом он без нарушений выполнял условия контракта;

— даже в условиях сложившейся в стране ситуации поставщик предпринимал необходимые действия для исполнения своих обязательств, в том числе оперативно связывался с другими поставщиками;

— поставщик частично исполнил заявки, на основе которых заказчик расторгнул контракт и направил сведения для включения в РНП.

Напомним, ФАС, Минфин и МЧС признали распространение коронавируса обстоятельством непреодолимой силы.

Решение Ярославского УФАС России от 15.04.2020 по делу N 05-03/47П-20(76-43)

 

Суды: поставщик по госконтракту обязан знать, каким ГОСТам должен соответствовать товар

Госзаказчик не принял поставку масок дорожных знаков, так как они не соответствовали ГОСТу 32945-2014. Поставщик отказал в замене, так как товар соответствовал ГОСТу 52290-2004, указанному в спецификации к контракту, и обратился в суд.

В суде по результатам экспертизы выяснилось: два указанных ГОСТа противоречат друг другу, поэтому товар не может соответствовать требованиям обоих стандартов. Товар не соответствовал ГОСТу 32945-2014, использовать его было невозможно, поэтому суд встал на сторону заказчика.

Апелляционная инстанция отменила это решение: в контракте не было требования о соответствии товара ГОСТу 32945-2014. Заказчик некорректно описал объект закупки и не может отказаться от оплаты товара.

Но окружной суд посчитал иначе. Использовать поставленный товар невозможно, так как он не соответствует действующему обязательному стандарту, то есть не имеет потребительской ценности. По условиям контракта поставщик должен соблюдать все нормативы, обязательные для товара на дату поставки и приемки. С учетом специфики товара поставщик не мог не знать, что требования к такому товару являются обязательными и не могут допускать вариативности по соглашению сторон. Он мог направить запрос о разъяснении документации при участии в закупке и уточнить требования к товару, но не сделал этого.

Отметим, что ранее такую позицию высказывал Верховный суд.

Постановление АС Дальневосточного округа от 24.03.2020 по делу N А04-3478/2019

 

«Обзор разъяснений законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (апрель 2020 года)»

(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)

 

«Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (апрель 2020 года)»

(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)

 

«Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (апрель 2020 года)»

(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)

 

«Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (апрель 2020 года)»

(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)

 

«Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (апрель 2020 года)»

(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)