Преодолеть спад экономики, вызванный коронавирусом, и выйти на устойчивые темпы роста ВВП — Правительством РФ обозначены основные цели общенационального плана

Общенациональный план предполагает три этапа.

Задача первого этапа — до конца третьего квартала текущего года стабилизировать ситуацию, не допустить дальнейшего падения доходов людей.

Второй этап продлится до второго квартала 2021 года, и в этот период должен быть завершен процесс восстановления экономики, снижен уровень безработицы, обеспечен рост доходов граждан до уровня, который будет сопоставим с уровнем прошлого года.

На третьем, завершающем, этапе — это третий-четвертый кварталы 2021 года — предполагается выйти на траекторию устойчивого долгосрочного экономического роста, при этом сократится уровень бедности и увеличится количество граждан, чьи доходы превысят уровень прожиточного минимума. Численность занятых в малом и среднем бизнесе достигнет докризисного уровня.

Общенациональный план содержит около 500 конкретных мероприятий, стоимость его реализации примерно за два года составит около пяти триллионов рублей.

Окончательные параметры плана действий будут определены во второй половине июня.

«Встреча с Председателем Правительства Михаилом Мишустиным» (информация с официального сайта Президента РФ от 02.06.2020)

На подпись Президенту РФ передан закон, освобождающий от уплаты имущественных налогов за 2 квартал 2020 года

В информации ФНС России приведены категории налогоплательщиков, на которых распространяется освобождение от уплаты налога на имущество организаций, налога на имущество ФЛ, используемого в предпринимательской деятельности, земельного и транспортного налогов.

Это, в частности: все ИП; субъекты МСП, включенные в реестр на основании налоговой отчетности за 2018 год; организации, работающие в наиболее пострадавших отраслях экономики; социально ориентированные НКО, которые с 2017 года являются получателями грантов и субсидий; централизованные религиозные организации.

Информация ФНС России от 02.06.2020 «Одобрен закон об освобождении ИП и пострадавших организаций от имущественных налогов за II квартал»

В Трудовом кодексе РФ предлагается закрепить порядок взаимоотношений работодателя и работника в случае временного или частичного выполнения работником своей работы в дистанционной форме

Проектом предусматривается включение в трудовой договор (приложение к нему либо отдельное соглашение сторон, заключаемое в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора) нормы о возможности временного или частичного выполнения работником своей работы в дистанционной форме.

В таком договоре (приложении к нему либо отдельном соглашении сторон) должны быть определены:

  • срок, в течение которого работник временно выполняет работу в дистанционной форме, или график, согласно которому работник частично выполняет работу в дистанционной форме;
  • условия выполнения работы в дистанционной форме, в том числе режим рабочего времени, способы и средства связи работника и работодателя, порядок обеспечения работника оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами и предметами, необходимыми для исполнения им трудовых обязанностей, или предоставления соответствующей компенсации;
  • порядок представления работником результатов выполненной работы и их приема работодателем.

Проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 57 Трудового кодекса Российской Федерации» (Постановление Московской городской Думы от 27.05.2020 № 30)

С 1 июня расширены возможности цифровой платформы для выдачи льготных кредитов по ставке 2% бизнесу и социально ориентированным НКО

Новый функционал обеспечивает контроль рисков снижения численности работников заемщика, контроль уровня заработной платы и наличия процедуры банкротства на период наблюдения по кредитному договору (соглашению).

Сообщается, что предприятиям, которые в том числе сохранят не менее 90% сотрудников, кредит будет списан вместе с процентами — всю сумму выплатит государство.

Если в штате останется не менее 80% работников, предприниматель должен будет вернуть только половину ссуды и процентов по ней.

Информация ФНС России от 02.06.2020 «ФНС России расширила возможности цифровой платформы для выдачи льготных кредитов бизнесу»

Определен порядок доступа к сервисам Цифровой платформы ФНС России

Платформа автоматизирует процесс проверки данных, представляемых налогоплательщиками в кредитную организацию. Функционал платформы формирует верифицированные данные, в частности, о статусе заемщика из государственных реестров (ЕГРЮЛ, ЕГРИП, РМСП), статусе в едином реестре МСП, а также об отрасли экономики, к которой относится заемщик.

Информация ФНС России «Подключение кредитной организации к распределенному реестру ФНС России»

Регламентирована процедура предоставления доступа к сервисам Цифровой платформы ФНС России

Сервисы используются для реализации постановлений Правительства РФ от 02.04.2020 N 422 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости» и от 16.05.2020 N 696 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности».

Цифровая платформа базируется на технологии распределенного реестра (блокчейн), при которой каждый участник процесса работает с данными своего узла распределенного реестра в соответствии с присвоенной ему ролью. Платформа автоматизирует процессы проверки данных, представляемых налогоплательщиками в кредитную организацию, обеспечивает размещение сведений на платформе о заключенных кредитных договорах (соглашениях). Платформа обеспечивает информационный обмен сведениями, требуемыми участникам информационного обмена с целью реализации правил соответствующих постановлений Правительства РФ, в том числе обмен сведениями о застрахованных лицах, подаваемыми заемщиком в органы ПФР и передаваемыми ПФР в ФНС России. Используемая технология распределенного реестра обеспечивает защиту данных от любых несанкционированных изменений и исключает возможность дублирования заявлений от одной и той же организации.

Порядок предоставления доступа к сервисам Цифровой платформы ФНС России

Скорректированы условия предоставления субсидий организациям промышленности на компенсацию части затрат на транспортировку в целях производства конкурентоспособной продукции

Речь идет об изменениях, внесенных в Правила предоставления субсидий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2017 г. № 496.

Многочисленными поправками в числе прочего уточняются и дополняются: требования, предъявляемые к организации в целях предоставления субсидии; алгоритм расчета размера субсидии; требования к содержанию соглашения о предоставлении субсидии; порядок проведения квалификационного отбора для формирования реестра получателей субсидии; перечень прилагаемых к заявлению документов; процедура их рассмотрения и пр.

Постановление Правительства РФ от 28.05.2020 № 780 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям промышленности гражданского назначения в целях снижения затрат на транспортировку продукции»

Для социальных организаций разработан комплекс мероприятий по недопущению распространения заболеваний коронавирусной инфекцией (COVID-19)

Комплекс включает в себя, в числе прочего:

  • контроль температуры тела всех входящих в социальную организацию (далее — Организация) лиц;
  • мониторинг состояния здоровья сотрудников Организации и других лиц, допущенных к уходу за проживающими;
  • круглосуточное медицинское наблюдение за состоянием здоровья проживающих в Организации граждан, в том числе несовершеннолетних, с проведением ежедневной термометрии (2 раза в сутки) и опроса о состоянии здоровья, а также организацию оказания им своевременной медицинской помощи;
  • допуск в коллектив вновь поступающих на проживание граждан, в том числе несовершеннолетних, после прохождения ими необходимой временной изоляции (обсервации) на срок 14 дней, обеспеченной в Организации;
  • возможность дистанционного общения проживающих в Организациях граждан, в том числе несовершеннолетних, при их желании, с их родными, близкими, друзьями, находящимися вне указанных Организаций, а также обеспечение свободы использования проживающими в Организациях гражданами, в том числе несовершеннолетними, личных электронных средств связи (телефонов, планшетов, компьютеров) с организацией их регулярной дезинфекции;
  • обеспечение проживающих в Организации граждан, в том числе несовершеннолетних, при наличии показаний, соответствующим индивидуальным потребностям абсорбирующим бельем;
  • обеспечение режима ежедневного позиционирования, высаживания, профилактики аспирации при кормлении, недопущения кормления в положении лежа с целью профилактики внебольничиой застойной пневмонии у маломобильных, проживающих в Организации граждан;
  • перемещение работников Организации из дома до работы и обратно без использования общественных видов транспорта (при наличии возможности).

«Рекомендации для социальных организаций с целью недопущения заноса и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.04.2020 N 02/6140-2020-24)

С 1 января 2021 г. предлагается установить порядок лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами

Лицензируемая деятельность будет включать перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства и (или) перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд.

Проектом определяются в числе прочего требования к соискателю лицензии, перечень документов для получения лицензии на лицензируемую деятельность, требования к лицензиатам, порядок ведения реестра выданных лицензий, порядок проведения плановых и внеплановых проверок лицензиата.

Предусматривается, в частности, что проведение плановых проверок лицензиатов в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

  • для категории высокого риска — один раз в год;
  • для категории значительного риска — один раз в 3 года;
  • для категории среднего риска — не чаще чем один раз в 5 лет;
  • для категории низкого риска плановые проверки не проводятся.

В приложении приводятся критерии отнесения деятельности лицензиатов к категориям риска.

Проект Постановления Правительства РФ «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами»

Актуализирован порядок федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Поправки в регламент внесены в связи с принятием федеральных законов от 02.12.2019 N 393-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику» и от 16.12.2019 N 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде».

Внесены поправки в части направления и размещения ежегодного плана проверок. Предусмотрены отдельные требования к оформлению предписания государственного инспектора труда с учетом положений части 2 статьи 360.1 Трудового кодекса РФ.

Закреплено, что в случае неисполнения работодателем в срок предписания об устранении выявленного нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, связанного с выплатой работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, уполномоченное должностное лицо территориального органа Роструда принимает решение о принудительном исполнении в порядке, установленном статьей 360.1 Трудового кодекса РФ.

Решение о принудительном исполнении является исполнительным документом и оформляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством об исполнительном производстве.

Приказ Роструда от 22.04.2020 № 103 «О внесении изменений в Административный регламент осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденный Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 13 июня 2019 года № 160»

В 2020 году предлагается предоставлять субсидии хозяйствующим субъектам из наиболее пострадавших отраслей экономики, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров

В соответствии с проектом субсидии предложено предоставлять из региональных и местных бюджетов юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям, в том числе представителям малого и среднего бизнеса.

Проект Постановления Правительства РФ «Об особенностях предоставления в 2020 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) и индивидуальным предпринимателям, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции»

Обзор: «Когда суды снижают неустойку»

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 01.06.2020.

 ВС РФ указал: коронавирус и ограничения далеко не всегда являются поводом для освобождения от ответственности. Однако есть надежда, что эти обстоятельства помогут уменьшить неустойку. Положительная практика уже встречается. Рассмотрим ее и приведем дополнительные доводы, которые убедят суд снизить неустойку.

Обзор: «Когда суды снижают неустойку» (КонсультантПлюс, 2020)