Товарищество собственников жилья принимает деньги от населения (физлица онлайн вносят деньги на р/счет ТСЖ) за услуги ТСЖ и за коммунальные услуги. Надо ли ТСЖ пробивать при этом кассовые чеки?

ТСЖ (УСН доходы минус расходы) принимает деньги населения и платит ресурсоснабжающим организациям. Поступление средств от членов ТСЖ – это доход? Для уменьшения дохода следует с членами ТСЖ оформить агентские договоры?
Прошу отправить проводки обычных операций в ТСЖ или статью о порядке ведения бухгалтерского и налогового учета в ТСЖ.

 

Сообщаю Вам следующее:

От использования ККТ освобождены оказание услуг в рамках уставной деятельности ТСН (в том числе ТСЖ, садоводческими и огородническими некоммерческими товариществами), жилищными, жилищно-строительными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами своим членам, а также расчеты при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, основание п. 13 ст. 2 Закона о применении ККТ.

Таким образом, при приеме ТСЖ денежных средств от населения (физлица онлайн вносят деньги на р/счет ТСЖ) при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги ККТ не применяется.

ТСЖ на УСН не учитывают в доходах оплату коммунальных услуг сторонних организаций, которую перечисляют собственники (пользователи) недвижимости через ТСЖ (пп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ.

Также не является доходом ТСЖ плата за коммунальные услуги, которую собственники перечисляют непосредственно ресурсоснабжающим организациям, не переводя ее на счет ТСЖ.

С учетом изложенного, поступление средств от членов ТСЖ не является доходом.  Для уменьшения дохода не следует с членами ТСЖ оформлять агентские договора, так как  поступившая от собственников помещений платы за коммунальные услуги, которую вы переводите ресурсоснабжающим и иным подобным организациям не учитывается в расходах.

Направляем информацию по ведению бухгалтерского учета в ТСЖ.

 

 

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

 

  1. Кто и в каких случаях может работать без кассового аппарата (не применять ККТ)

От использования ККТ освобождены:

  • виды деятельности, перечисленные в п. 2 ст. 2 Закона о применении ККТ;
  • деятельность в отдаленных и труднодоступных местностях;
  • услуги по проведению религиозных обрядов и церемоний, а также реализация предметов религиозного культа (п. 6 ст. 2 Закона о применении ККТ);
  • деятельность расположенных в сельских населенных пунктах аптечных организаций и обособленных подразделений медицинских организаций (п. 5 ст. 2 Закона о применении ККТ). Такие организации могут отказаться от применения ККТ при соблюдении ряда условий;
  • расчеты в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронного средства платежа с предъявлением), если организации осуществляют их между собой или с ИП (п. 9 ст. 2 Закона о применении ККТ). Например, ККТ не применяется при расчетах платежными поручениями;
  • расчеты в виде зачета предоплаты и (или) авансов, предоставления займов для оплаты товаров (работ, услуг), иного встречного предоставления за товары (работы, услуги), если организации осуществляют их между собой или с ИП (Информация ФНС России от 10.06.2020, Письмо ФНС России от 21.08.2019 N АС-4-20/16571@ (п. 1)). Так, при осуществлении встречного предоставления в виде зачета встречных требований ККТ не применяется (Письмо Минфина России от 09.08.2019 N 03-01-15/60321, Информация ФНС России от 23.10.2019). В то же время, по мнению УФНС России по г. Москве, при предоставлении или получении встречного предоставления (в том числе при проведении взаимозачета) за товары (работы, услуги) в случае осуществления расчетов между организациями или с ИП надо применять ККТ (Письма от 13.08.2019 N 17-15/138092@, от 13.08.2019 N 17-15/147887@);
  • расчеты по договорам займа, предоставленного для целей, не связанных с оплатой товаров (работ, услуг), поскольку они не отнесены к расчетам в ст. 1.1 Закона о применении ККТ (п. 1 ст. 1.2 этого Закона);
  • реализация товаров (работ, услуг), расчеты за которые с покупателями (клиентами) производит агент (платежный агент) (ст. 1.1, п. 2 ст. 1.2 Закона о применении ККТ, п. 12 ст. 4 Закона о приеме платежей). ККТ в этом случае применяет агент (платежный агент);
  • предоставление за плату права пользования парковками (парковочными местами) при выполнении условий, указанных в п. 10 ст. 2 Закона о применении ККТ;
  • оказание населению платных услуг, связанных с библиотечным делом, в помещениях государственных и муниципальных библиотек, а также библиотек Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных организаций (п. 12 ст. 2 Закона о применении ККТ);
  • деятельность кредитных организаций (п. 1 ст. 2 Закона о применении ККТ);
  • оказание услуг в рамках уставной деятельности ТСН (в том числе ТСЖ, садоводческими и огородническими некоммерческими товариществами), жилищными, жилищно-строительными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами своим членам, а также расчеты при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги (п. 13 ст. 2 Закона о применении ККТ) 1.

Расчеты при приеме данной платы могут осуществляться платежной картой в сети Интернет, платежными поручениями, а также с использованием мобильных приложений. Это касается поступления платы как от членов товариществ или кооперативов, так и от не являющихся их членами собственников помещений. Кроме того, не требуется применять ККТ при поступлении ежемесячных взносов на капремонт общего имущества в многоквартирном доме, поскольку они не относятся к понятию «расчеты», приведенному в ст. 1.1 Закона о применении ККТ (Письмо Минфина России от 05.07.2019 N 01-02-04/03-49678);

  • оказание услуг населению в сфере образования образовательными организациями (п. 13 ст. 2 Закона о применении ККТ) 1;
  • оказание услуг населению в сфере физической культуры и спорта физкультурно-спортивными организациями (п. 13 ст. 2 Закона о применении ККТ) 1;
  • оказание услуг населению в области культуры домами и дворцами культуры, домами народного творчества, клубами, центрами культурного развития, этнокультурными центрами, центрами культуры и досуга, домами фольклора, домами ремесел, домами досуга, культурно-досуговыми и культурно-спортивными центрами (п. 13 ст. 2 Закона о применении ККТ) 1;
  • осуществление расчетов за услуги, оказанные населению в области культуры муниципальными учреждениями: домами и дворцами культуры, домами народного творчества, клубами, центрами культурного развития, этнокультурными центрами, центрами культуры и досуга, домами фольклора, домами ремесел, домами досуга, культурно-досуговыми и культурно-спортивными центрами, музеями. Исключение составляют перечисленные муниципальные учреждения культуры, которые располагаются в городах, районных центрах (кроме административных центров муниципальных районов, являющихся единственным населенным пунктом муниципального района), поселках городского типа. Перечень таких услуг утверждается Правительством РФ (п. 15 ст. 2 Закона о применении ККТ).

 

1 Исключением являются расчеты наличными деньгами, а также расчеты с предъявлением электронного средства платежа при непосредственном взаимодействии покупателя (клиента) с пользователем, если иное не предусмотрено п. 15 ст. 2 Закона о применении ККТ (п. 13 ст. 2 Закона о применении ККТ).

Кроме того, ККТ не применяют организации (см., например, Письма Минфина России от 26.12.2019 N 03-01-15/102189, от 10.10.2019 N 03-01-15/77953, от 08.02.2019 N 03-01-15/7892, от 11.09.2018 N 03-01-15/65050 (п. 3), ФНС России от 16.07.2020 N АБ-4-20/11542, от 30.08.2019 N АС-4-20/17478@, от 14.08.2018 N АС-4-20/15707, от 10.08.2018 N АС-4-20/15566@ (п. п. 1, 3)):

  • при выплате денежных средств физлицу в рамках обязательств по гражданско-правовому договору (например, за приобретаемый у него товар, за исключением приобретения товара для перепродажи), в том числе по договору аренды;
  • выдаче зарплаты, в том числе если часть ее выдается товаром;
  • удержании средств из зарплаты сотрудников в соответствии с коллективным или трудовым договором за оказанные работодателем услуги, выполненные им работы или реализованные товары;
  • удержании средств из зарплаты сотрудников за оказанные третьим лицом услуги, выполненные им работы или реализованные товары;
  • выплате материальной помощи сотруднику;
  • выдаче денежных средств под отчет;
  • возврате сотрудником неизрасходованных денежных средств, выданных под отчет.

Также ККТ не применяется организациями при расчетах исключительно монетой Банка России через автоматы, которые не питаются электрической энергией (в том числе от электрических аккумуляторов или батарей) (п. 1.1 ст. 2 Закона о применении ККТ).


Готовое решение: Кто должен применять ККТ и в каких случаях можно работать без нее (КонсультантПлюс, 2020) {КонсультантПлюс}

Документ  2

 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 5 июля 2019 г. N 01-02-04/03-49678

 

О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ

 

Минфин России, рассмотрев обращение по вопросу о применении контрольно-кассовой техники товариществами собственников жилья, поступившее указанным письмом, сообщает.

  1. В соответствии с пунктом 13 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника может не применяться при осуществлении расчетов товариществами собственников недвижимости (в том числе товариществами собственников жилья, садоводческими и огородническими некоммерческими товариществами), жилищными, жилищно-строительными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами за оказание услуг своим членам в рамках уставной деятельности указанных товариществ и кооперативов, а также при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

При этом положения пункта 13 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ не распространяются на расчеты наличными деньгами, а также расчеты с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем контрольно-кассовой техники.

С учетом изложенного, контрольно-кассовая техника может не применяться при осуществлении расчетов (за исключением расчетов наличными деньгами, а также расчетов с предъявлением электронного средства платежа при условии непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем контрольно-кассовой техники) указанными товариществами и кооперативами при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги как от своих членов, так и при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги от собственников помещений, не являющихся членами таких товариществ либо кооперативов.

Таким образом, контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении указанных расчетов платежной картой в сети «Интернет», платежными поручениями, а также с использованием мобильных приложений.

  1. Согласно положениям статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ под расчетами понимаются прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. Под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Таким образом, ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме не относятся к расчетам для целей Федерального закона N 54-ФЗ и не требуют применения контрольно-кассовой техники.

 

И.о. Министра

И.В.ТРУНИН

 

 

 

{<Письмо> Минфина России от 05.07.2019 N 01-02-04/03-49678 «О применении контрольно-кассовой техники» {КонсультантПлюс}}

Документ 3

 

1.1. Что не относится к доходам ТСЖ на УСН

ТСЖ на УСН не учитывает в доходах:

1) средства целевого финансирования, в том числе (пп. 14 п. 1, пп. 1 п. 2 ст. 251, пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ, пп. 2, 3 п. 1 ст. 137, пп. 1, 3 п. 2 ст. 151 ЖК РФ):

  • взносы и платежи членов ТСЖ, в том числе специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также безвозмездно полученное имущество (работы, услуги) (Письма Минфина России от 31.07.2020 N 03-11-11/67411, от 03.07.2017 N 03-11-11/41853, от 10.04.2012 N 03-11-11/119);
  • средства собственников помещений на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов;
  • средства бюджетов, выделяемых на долевое финансирование капитального ремонта в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и в соответствии с ЖК РФ;
  • пожертвования.

Указанные поступления вы не включаете в состав доходов, только если ведете раздельный учет полученных целевых поступлений и расходов, которые вы произвели за их счет (пп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251 НК РФ);

 

 

2) оплату коммунальных услуг сторонних организаций, которую перечисляют собственники (пользователи) недвижимости через ТСЖ (пп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ, Письмо Минфина России от 07.08.2018 N 03-11-11/55373).

Также не является доходом ТСЖ плата за коммунальные услуги, которую собственники перечисляют непосредственно ресурсоснабжающим организациям, не переводя ее на счет ТСЖ (Письмо Минфина России от 07.04.2014 N 03-11-06/2/15441);

3) прочие поступления, которые не учитываются в доходах по УСН.

 

1.2. Что нужно отнести к доходам ТСЖ при расчете налога на УСН

В составе доходов ТСЖ учитывает:

1) доходы от собственной деятельности, в том числе:

  • плату за услуги и работы, которые ТСЖ выполняет самостоятельно (например, услуги слесаря, сантехника и т.п.);
  • плату за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества, за коммунальные услуги, которую вы предъявили собственникам помещений. Доход признавайте в части, которая превышает приобретение соответствующих работ (услуг) у поставщиков (Письмо Минфина России от 13.08.2018 N СА-4-7/15613@);

2) посредническое вознаграждение, если вы заключили с собственниками посреднический договор (Письмо Минфина России от 12.09.2019 N 03-01-15/70350);

 

См. также: Как посредники на УСН учитывают операции по посредническим договорам

 

3) прочие доходы (кроме необлагаемых) (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Например, проценты с депозита, на котором размещены временно свободные средства ТСЖ (п. 6 ст. 250 НК РФ, Письмо Минфина России от 29.09.2015 N 03-03-07/55629).

 

  1. Как ТСЖ на УСН учитывает расходы

При УСН с объектом «доходы минус расходы» учитывайте расходы после их оплаты в общем порядке (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). В том числе в обычном порядке списывайте материальные расходы и стоимость ОС. Специальных правил для ТСЖ нет.

ТСЖ может включить в расходы все виды затрат, которые перечислены в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, кроме:

  • расходов, которые оплачены за счет средств целевого финансирования (Письмо Минфина России от 28.06.2019 N 03-11-06/2/47815);
  • поступившей от собственников помещений платы за коммунальные услуги, которую вы переводите ресурсоснабжающим и иным подобным организациям (Письмо Минфина России от 27.03.2020 N 03-11-11/24201);
  • прочих расходов, которые не учитываются при УСН с объектом «доходы минус расходы».

 


Готовое решение: Как ТСЖ на УСН ведет учет доходов и расходов (КонсультантПлюс, 2020) {КонсультантПлюс}

 

Основы бухгалтерского учета

 

При организации бухучета ТСЖ следует руководствоваться в первую очередь Законом о бухгалтерском учете, Положениями по бухгалтерскому учету (кроме ПБУ 7/98, 8/01, 12/2000, 13/2000, 14/2000, 16/02, 17/02, 20/03 <4>), Инструкцией по применению Плана счетов. Нельзя пренебрегать требованием п. 3 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете о необходимости утверждения учетной политики. Причем к ее составлению следует подойти серьезно, так как этот документ может стать подспорьем в работе бухгалтера и инструментом в отстаивании своих интересов перед контролирующими органами.

———————————

<4> В перечисленных ПБУ указано, что они распространяются на коммерческие организации. Кроме того, ПБУ 9/99 и 10/99 применяются некоммерческими организациями только в отношении доходов и расходов по предпринимательской деятельности.

 

В качестве приложения к учетной политике в первую очередь необходимо утвердить рабочий план счетов. Он должен содержать синтетические и аналитические счета, которые используются для отражения в учете хозяйственных операций и обеспечивают требуемую степень детализации и обобщения информации. В п. 3.2 Рекомендаций приведен примерный рабочий план счетов для ТСЖ, однако при его применении следует учитывать, что он разработан на основании «старого» Плана счетов. Действующие бухгалтерские стандарты и Инструкция по применению Плана счетов во многом «снимают» необходимость группировки счетов, предложенной в п. 3.3 Рекомендаций.

Например, п. 7 Рекомендаций предполагает раздельный учет по основной некоммерческой и предпринимательской деятельности обеспечить с помощью отражения расходов по первой — на счете 20, по второй — на счете 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». Причем на счете 20 предлагается аккумулировать в том числе затраты, связанные с управлением ТСЖ.

По нашему мнению, требование о ведении раздельного учета по некоммерческой и предпринимательской деятельности ТСЖ (п. 3 ст. 24 Закона об НКО, п. 2 ст. 251 НК РФ) можно выполнить путем введения субсчетов к счету 20, так как именно введением субсчетов реализуются задачи анализа, контроля и составления отчетности. Кроме того, Инструкцией по применению Плана счетов прямо предусмотрено, что административно-управленческие расходы отражаются на счете 26. Поэтому, соблюдая общие принципы методологии учета, следует отражать заработную плату правления, а также иные расходы на общее управление многоквартирным домом на счете 26.

Помимо рабочего плана счетов, учетной политикой должны быть предусмотрены формы первичных документов, не содержащиеся в альбомах унифицированных форм (например, платежный документ, на основании которого собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги). Унифицированные формы первичных документов ТСЖ применяет, как и все организации.

В полной мере на ТСЖ распространяется требование об установлении порядка проведения инвентаризации и ее обязательности в оговоренных законом случаях. При этом следует помнить важный момент: инвентаризационная комиссия вправе проверить наличие только принадлежащего ТСЖ имущества. Общее имущество собственников помещений подвергается не инвентаризации, а осмотрам (см. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491) <5>.

——————————-

<5> Осмотр имеет целью выявление соответствия или несоответствия общего имущества требованиям законодательства, но также может фиксировать утрату и порчу отдельных объектов.

 

Учет основных средств

 

Остановимся на правилах учета основных средств ТСЖ. Принципиально важно знать, что в настоящее время нет оснований отражать многоквартирный дом или отдельные объекты общего имущества на балансе ТСЖ в составе его основных средств <6>. Некоторые эксперты считают возможным забалансовый учет таких объектов. По нашему мнению, это допустимо, если соответствующая необходимость вызвана объективными причинами (например, если ТСЖ организует создание новых объектов общего имущества). Таким образом, п. 4 Рекомендаций, который предписывает отражать жилфонд на счете 01, в настоящее время применять нельзя.

———————————

<6> См. статью «Учет жилищного фонда», 2007, N 2.

 

Основные средства, принадлежащие ТСЖ на праве собственности, также учитываются в особом порядке.

 

Пример 2. Сметой ТСЖ предусмотрено приобретение сейфа для хранения документов. Согласно документам поставщика стоимость сейфа составляет 33 040 руб., в том числе НДС — 5040 руб.

 

В Письме от 31.07.2003 N 16-00-14/243 специалисты Минфина предлагают такую схему корреспонденции счетов: приобретенные в соответствии с утвержденной сметой основные средства отражаются в бухгалтерском учете при принятии объекта к учету по дебету счета 01 с кредитом счета 08 и дебету счета 86 с кредитом счета 83.

Таким образом, в учете ТСЖ будут составлены следующие проводки:

 

           Содержание операции  Дебет Кредит   Сумма,

руб.

Принят к оплате счет поставщика за

приобретенный сейф

  08   60   28 000
Отражен НДС   19   60    5 040
Сумма НДС включена в стоимость вложений

во внеоборотные активы

  08   19    5 040
Сейф зачислен в состав основных средств

ТСЖ

  01   08   33 040
Отражено использование средств целевого

финансирования

  86   83   33 040

 

Пример 3. Один из жильцов подарил ТСЖ ноутбук (для осуществления уставной деятельности). Его рыночная стоимость равна 30 000 руб.

В бухгалтерском учете будут составлены проводки:

 

           Содержание операции  Дебет Кредит   Сумма,

руб.

Отражено безвозмездное получение

ноутбука

  08   86   30 000
Ноутбук введен в эксплуатацию   01   08   30 000
Отражено использование средств целевого

финансирования

  86   83   30 000

 

Согласно п. 17 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» по объектам ОС некоммерческих организаций амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете 010 производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом применительно к порядку, приведенному в п. 19 ПБУ 6/01. Линейным способом амортизация начисляется исходя из установленного срока полезного использования объекта, который утверждается приказом руководителя организации. В редакции ПБУ 6/01, действовавшей до 2006 г., было указано, что износ начисляется в конце отчетного года. Теперь этой фразы в Положении нет, есть отсылка к порядку, установленному в п. 19 ПБУ 6/01. В нем предписано начислять амортизацию ежемесячно начиная с месяца, следующего за вводом основного средства в эксплуатацию. Поэтому полагаем, что начисление износа на счете 010 также должно производиться ежемесячно.

При этом база по налогу на имущество определяется как разница между первоначальной стоимостью основных средств и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода (п. 1 ст. 375 НК РФ).

Вместе с тем на некоммерческие организации в полной мере распространяется установленное п. 5 ПБУ 6/01 право учитывать недорогие основные средства (если лимит, не превышающий 20 000 руб., предусмотрен в учетной политике организации) в составе материально-производственных запасов.

 

Пример 4. Допустим, что рыночная стоимость подаренного ТСЖ ноутбука равна 15 000 руб. В учетной политике установлен лимит стоимости основных средств в размере 20 000 руб.

В бухгалтерском учете будут составлены проводки:

 

           Содержание операции  Дебет Кредит   Сумма,

руб.

Отражено безвозмездное получение

ноутбука

  10   86   15 000
Ноутбук введен в эксплуатацию   20   10   15 000
Отражено использование средств целевого

финансирования

  86   20   15 000

 

Для целей налогообложения прибыли на основании пп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ не подлежит амортизации имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности.

 

Основная деятельность ТСЖ

 

Пожалуй, наиболее спорным моментом в вопросах учета и налогообложения ТСЖ можно назвать определение наличия в его деятельности факта реализации работ и услуг, а следовательно, необходимости отражения в учете операций реализации. Мы неоднократно рассматривали этот вопрос на страницах журнала и выяснили, что есть две противоположные точки зрения.

 

Реализация работ, услуг

 

Согласно одной из них ТСЖ оказывает услуги и выполняет работы по управлению многоквартирным домом, по содержанию и ремонту общего имущества. Пользу, выгоду от этих действий получают собственники помещений в доме — члены и нечлены ТСЖ. В части налогообложения оказание услуг и выполнение работ квалифицируется как реализация (п. 1 ст. 39 НК РФ), следовательно, возникает объект обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ), а также доход, облагаемый налогом на прибыль (ст. 249 НК РФ). Причем, поскольку в п. 2 ст. 251 НК РФ в числе целевых поступлений обязательные платежи членов ТСЖ не предусмотрены, освобождение от налогообложения им не грозит.

То же самое относится и к обязательным платежам в части оплаты коммунальных услуг. Этот вывод следует из Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307. В этом документе ТСЖ рассматривается как исполнитель коммунальных услуг — лицо, предоставляющее их собственникам помещений. В его обязанности входит заключение договора с ресурсоснабжающими организациями на приобретение коммунальных ресурсов либо самостоятельное их производство (пп. «в» п. 49).

Таким образом, в бухгалтерском учете появляется необходимость отразить реализацию с использованием счета 90. В свою очередь, расходы в виде стоимости коммунальных ресурсов, приобретенных у ресурсоснабжающих организаций, выполненных подрядчиками работ, заработной платы штатных сотрудников, а также иные расходы по управлению домом признаются для целей налогообложения прибыли. Суммы НДС, уплаченные контрагентам, подлежат вычету. Получается, что, осуществляя деятельность, ради которой было создано, ТСЖ в плане учета и налогообложения ничем не отличается от коммерческой организации, оказывающей услуги по управлению многоквартирным домом.

Такое мнение бытует среди чиновников Минфина (см. Письмо от 26.02.2007 N 03-07-15/24, направленное Письмом ФНС России от 16.03.2007 N ММ-6-03/209@, и Письмо от 03.03.2006 N 03-03-04/4/45). В соответствии с данным подходом в бухгалтерском учете проводки будут выглядеть следующим образом:

 

              Содержание операции  Дебет Кредит
Начислены обязательные платежи, связанные с

оплатой содержания и ремонта общего имущества,

коммунальных услуг

  62   90
Начислен НДС   90   68
Отражены расходы на приобретение коммунальных

ресурсов, материалов

  20   60
Отражен НДС   19   60
«Входной» НДС принят к вычету   68   19
Начислена заработная плата сотрудникам ТСЖ,

произведены отчисления с нее

  20 70, 69
Списаны затраты на приобретение коммунальных

ресурсов, материалов, заработная плата

  90   20
Отражен финансовый результат   90   99

 

Поскольку ТСЖ работает по смете и не имеет целью извлечение прибыли, финансовый результат должен быть равен нулю.

Одновременно чиновники допускают возможность расценивать ТСЖ как посредника в гражданско-правовом смысле этого слова. Другими словами, они полагают, что ТСЖ может по поручению членов товарищества (неважно, от своего имени или от имени членов) заключать договоры с ресурсоснабжающими и подрядными организациями. В этом случае налогообложение будет осуществляться по правилам налогообложения посреднической деятельности — в качестве выручки следует расценивать посредническое вознаграждение. На наш взгляд, такое утверждение является весьма спорным. Дело в том, что ТСЖ всегда действует в интересах его членов — именно в этом его сущность как некоммерческой организации. Однако выступать ТСЖ должно всегда от своего имени (это мы уже выяснили выше). Кроме того, ЖК РФ не предполагает посреднической схемы в отношениях между ТСЖ и собственниками помещений, основанных на членстве. Также в этом контексте нет места для посреднического вознаграждения.

 

Целевые поступления

 

Вторая точка зрения (она представляется в настоящее время более обоснованной) заключается в том, что ТСЖ не выполняет работ, не оказывает услуг, а осуществляет некоммерческую уставную деятельность.

От начисления налога на прибыль (и единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСНО) товарищество освобождается на основании п. 2 ст. 251 НК РФ. Так, в Постановлениях ФАС СЗО от 18.07.2007 N А56-25404/2006, от 29.06.2007 N А56-29818/2006 указано, что целевые поступления, используемые ТСЖ по назначению в соответствии со сметой, не являются выручкой от реализации товаров, работ, услуг по определению ст. 249 НК РФ и не учитываются при исчислении налоговой базы на основании п. 2 ст. 251 НК РФ. Арбитров не смущает, что в ст. 251 НК РФ обязательные платежи членов ТСЖ не названы, несмотря на то что именно этот аргумент положен в основу позиции Минфина (Постановления ФАС УО от 04.05.2007 N Ф09-3114/07-С3, ФАС МО от 31.05.2007 N КА-А41/12556-06). Также применительно к товариществу, осуществляющему уставную деятельность, не приходится говорить о возникновении экономической выгоды, которая и признается доходом для целей налогообложения (ст. 41 НК РФ): все поступления ТСЖ уже заранее расписаны по направлениям расходования. Заметим, что ранее налоговики полагали, что платежи членов ТСЖ, предусмотренные ст. ст. 153158 ЖК РФ, являются целевыми (Письмо УФНС по Ленинградской обл. от 06.07.2005 N 02-08/06597@).

В бухгалтерском учете целевые поступления и их расходование отражается с использованием счета 86 «Целевое финансирование». Возникновение задолженности членов ТСЖ перед товариществом по обязательным платежам и взносам отражается в учете проводкой: Дебет 76 Кредит 86. Использование средств целевого финансирования на содержание и ведение деятельности некоммерческой организации фиксируется проводкой: Дебет 86 Кредит 20, 26.

Корреспонденцию счетов представим в таблице:

 

              Содержание операции  Дебет Кредит
Начислены обязательные платежи, связанные с

оплатой содержания и ремонта общего имущества,

коммунальных услуг

  76   86
Отражены расходы на приобретение коммунальных

ресурсов, материалов, услуг по содержанию и

работ по ремонту общего имущества

  20   60
Отражен НДС   19   60
«Входной» НДС включен в стоимость услуг, работ   20   19
Начислена заработная плата сотрудникам ТСЖ,

произведены отчисления с нее

  20 70, 69
Взносы собственников направлены на погашение

расходов по приобретению коммунальных

ресурсов, материалов, заработной платы

  86   20

 

 

 

 

Ответ подготовил эксперт Регионального информационного центра

сети КонсультантПлюс ООО «ТелекомПлюс»

 Коченгина Анжелика Владимировна

Ответ актуален на 07.09.2020 г.