Торговля, доставка, госзакупки

Здравствуйте! Муниципальный заказчик при составлении технического задания к муниципальному контракту необоснованно включил позиции по выполнению работ по завышенным расценкам (ФЕР), неверно принял расценки по прайс-листам, по которым имеются материалы в сборнике сметных цен (ФССЦ).
Является ли нарушением такое формирование технического задания?

Также, этим же муниципальным заказчиком в техническом задании не предусмотрена позиция — непредвиденные затраты 2%, однако, при заключении заказчиком контракта с подрячиком в локальный сметный расчет была включена позиция — непредвиденные затраты 2%, что приводит к удорожанию работ.
Является ли обоснованным включение в локальный сметный расчет позиции -непредвиденные затраты 2%, если такая позиция отсутствовала в техническом задании?
Является ли включение в локальный сметный расчет позиции -непредвиденные затраты 2% согласованным сторонами условиями контракта?

 

Сообщаю Вам следующее:

 

При выполнении непредвиденных работ в рамках заложенной в смете суммы виды, объемы и стоимость таких работ должны быть согласованы сторонами.

Стоимость непредвиденных работ, оплаченных заказчиком при отсутствии надлежащего обоснования и согласования, может быть впоследствии признана неосновательным обогащением подрядчика — Постановление Второго ААС от 17.06.2016 по делу N А29-12878/2015.

Как следует из авторского материала, заключение дополнительного соглашения к контракту, направленного на расшифровку непредвиденных работ и затрат, представляется наиболее корректным способом такого согласования.

 

Первая часть вопроса: «Муниципальный заказчик при составлении технического задания к муниципальному контракту необоснованно включил позиции по выполнению работ по завышенным расценкам (ФЕР), неверно принял расценки по прайс-листам, по которым имеются материалы в сборнике сметных цен (ФССЦ). Является ли нарушением такое формирование технического задания?» передана партнеру для подготовки ответа в рамках услуги «Абонемент «Правовая поддержка». Ответ будет предоставлен на Вашу электронную почту через 5 рабочих дней.

 

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

 

Вопрос: В смете контракта на выполнение работ по текущему ремонту заложен резерв средств на непредвиденные работы и затраты в размере 2% от итоговой стоимости сметы. Вправе ли стороны заключить дополнительное соглашение, в котором будет согласован новый вид работ, изначально не предусмотренный контрактом, в пределах этих 2%?

 

Ответ: Согласно п. 4.96 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ (далее — МДС 81-35.2004) <1> в сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства в отношении объектов (выполнения видов работ), предусмотренных в утвержденном проекте.

———————————

<1> Утверждена Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1.

 

Далее в МДС 81-35.2004 поясняется, как именно определяется резерв средств на непредвиденные работы и затраты при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства, а также устанавливается размер такого резерва для случаев, когда строительство, реконструкция или капитальный ремонт объектов капитального строительства осуществляются с привлечением бюджетных средств (не более 2% для объектов непроизводственного назначения, не более 3% для объектов производственного назначения и т.д.).

Таким образом, МДС 81-35.2004 предусматривает включение в смету резерва средств на непредвиденные работы и затраты при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства, но не при текущем ремонте. Единственной нормой, позволяющей распространить правила п. 4.96 МДС 81-35.2004 на текущий ремонт, является п. 4.4 Приказа Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312 «Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», в соответствии с которым при производстве текущего ремонта зданий подрядным способом следует применять принципы ценообразования и порядок оплаты выполненных работ, предусмотренные для капитального ремонта.

При выполнении непредвиденных работ в рамках заложенной в смете суммы виды, объемы и стоимость таких работ должны быть согласованы сторонами. Заключение дополнительного соглашения к контракту, направленного на расшифровку непредвиденных работ и затрат, представляется наиболее корректным способом такого согласования.

Если необходимость и стоимость непредвиденных работ подрядчиком не обоснована, а выполнение таких работ заказчиком не согласовано, документы о приемке работ по контракту должны подписываться за минусом соответствующей суммы в рамках твердой цены. Стоимость непредвиденных работ, оплаченных заказчиком при отсутствии надлежащего обоснования и согласования, может быть впоследствии признана неосновательным обогащением подрядчика.

Пример.

При предъявлении работ к приемке и их сдаче заказчику непредвиденные затраты на сумму 2 196 470,88 руб. расшифрованы не были. Заказчик обратился в суд с иском о взыскании с подрядчика указанной суммы в качестве переплаты.

Правовая оценка судов: в соответствии со ст. 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. Сдача подрядчиком и принятие заказчиком результатов работы в установленном порядке являются основанием для возникновения у заказчика обязательства по оплате выполненных работ (ст. 711 ГК РФ). Однако наличие акта приемки работ, подписанного заказчиком, не лишает заказчика права представить суду возражения по объему и стоимости работ <1>.

———————————

<1> Пункт 12 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда».

 

В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). При этом правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате ошибочно исполненного <1>.

———————————

<1> Пункт 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2000 N 49 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении».

 

По смыслу ст. 711 ГК РФ оплате подлежат лишь фактически выполненные работы, тогда как расшифровка непредвиденных затрат не была представлена подрядчиком ни заказчику, ни суду. Суд приходит к выводу о том, что фактическое несение таких затрат не подтверждено доказательствами, спорная денежная сумма выплачена ответчику при отсутствии соответствующего встречного предоставления и подлежит взысканию в качестве неосновательного обогащения <1>.

———————————

<1> Постановление Второго ААС от 17.06.2016 по делу N А29-12878/2015. См. также Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.11.2016 по делу N А28-13956/2015. На неправомерность оплаты непредвиденных расходов при отсутствии подтверждающих документов часто указывается в представлениях Счетной палаты РФ: см., например, п. 1.5 представления Счетной палаты РФ от 30.05.2017 N ПР 09-96/09-05.

 

Таким образом, подрядчик должен предъявлять к оплате не абстрактные непредвиденные работы и затраты, резерв средств на которые закладывался в цену контракта, а конкретные выполненные им работы и понесенные затраты. При этом подрядчик должен получить предварительное согласие заказчика на выполнение таких работ, что может быть сделано именно в форме заключения дополнительного соглашения к контракту. Получение средств за непредвиденные работы и затраты без расшифровки состава таких работ и затрат ведет к неосновательному обогащению подрядчика <1>.

———————————

<1> См. об этом подробнее в публикации: Гурин О.Ю. Изменение объема обязательств по контракту с пропорциональным изменением его цены // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2018. N 7.

 


{Вопрос: В смете контракта на выполнение работ по текущему ремонту заложен резерв средств на непредвиденные работы и затраты в размере 2% от итоговой стоимости сметы. Вправе ли стороны заключить дополнительное соглашение, в котором будет согласован новый вид работ, изначально не предусмотренный контрактом, в пределах этих 2%? («Прогосзаказ.рф», 2019, N 11) {КонсультантПлюс}}

 

 

Ответ подготовил эксперт

Регионального информационного центра

сети КонсультантПлюс ООО «ТелекомПлюс»

 Четвертных Светлана Юрьевна

Ответ актуален на 21.09.2020 г.