Участники некоторых госзакупок с доптребованиями, например строительных, должны документально подтверждать свой опыт. Для этого среди прочего представляется копия исполненного контракта (договора). Ведомство уточнило: он должен быть заключен и исполнен самим участником закупки. Документы должны подтверждать именно его опыт.

Напомним, сходной позиции придерживаются некоторые антимонопольные органы и суды. Так, ФАС в одном из решений указала: нельзя подтвердить опыт исполненным договором на субподряд. Документы должны быть выданы именно на участника закупки (см. также решение Владимирского УФАС, Постановление АС Уральского округа).

Однако есть и другое мнение: законодательство о контрактной системе не обязывает участников подтверждать опыт работ только договорами генподряда (см. Постановление АС Западно-Сибирского округа). АС Восточно-Сибирского округа указал: контролеры решили, что опыт не подтвержден, так как работы выполнены по договору субподряда. Но они не сопоставили вид и объем работ по нему с предметом закупки. Суд посчитал, что опыт подтвержден, а подход контролеров и заказчика формальным.

Письмо Минфина России от 03.12.2020 N 24-05-05/105842

 

Правительство разрешило устанавливать повышенные авансы при некоторых госзакупках в 2021 году

С 27 января федеральные заказчики могут устанавливать аванс в размере до 50% включительно от суммы контракта, заключаемого в 2021 году, но не более ЛБО (абз. 3 п. 2 постановления). Аналогичная мера уже предусматривалась в 2020 году.

Речь идет о случаях с пределом аванса в 30% (абз. 2 пп. «а» и пп. «б» положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета). При этом для строительных контрактов на сумму более 600 млн руб. предел общего объема авансирования по-прежнему составит 70% (абз. 3 п. 2 постановления).

Кроме того, снова можно предусмотреть аванс в контрактах на закупки для федеральных нужд товаров и услуг с запретом на него. Такой запрет приостановлен до конца года (абз. 3 п. 2 постановления).

Аванс не более 50% также можно предусмотреть и в контрактах на строительство региональных и муниципальных объектов, если для их финансирования региону выделены субсидии из федерального бюджета. Аванс в 90% от суммы в этих случаях устанавливается при казначейском сопровождении авансовых платежей (п. 4 постановления).

Постановление Правительства РФ от 23.01.2021 N 39 (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202101270016)

 

Оптимизационный пакет поправок об упрощении госзакупок внесли в Госдуму

Проект направлен на улучшение порядка и способов определения поставщика, подрядчика, исполнителя. Так, количество конкурентных процедур сократится до 3-х: конкурс, аукцион, запрос котировок (с. 21 проекта). Для них требования к извещению будут одинаковыми. Перечень сведений скорректируют (с. 63-74 проекта). Для открытых конкурентных электронных способов документация не потребуется.

Изменят положения о предоставлении обеспечения заявок. Например, такое обеспечение потребуется при электронном запросе котировок, если НМЦК превысит 1 млн руб. (с. 96 проекта).

Неконкурентных закупок станет больше (с. 241 проекта).

Подробнее об изменениях расскажем в ближайших новостях.

Проект Федерального закона N 1100997-7 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1100997-7)

 

Исполнение требования по гарантии не должно зависеть от даты его получения банком по Закону N 44-ФЗ

Победителя закупки признали уклонившимся от заключения контракта. Обеспечительная гарантия не отвечала Закону N 44-ФЗ.

В нее включили условие: требование платежа по гарантии должно быть получено банком до истечения срока ее действия. После этого у заказчика нет права на выплаты.

Контролеры и суды признали такое условие незаконным:

— исполнение требования зависит от даты его получения банком, а не от отправления;

— момент получения требования по почте не связан с волеизъявлением заказчика;

— право на выплаты не должно зависеть от третьих лиц или работы электронной почты.

Суды также отклонили довод победителя о том, что заказчик знал о несоответствии гарантии, но не сообщил ему об этом для переоформления. Он проинформировал участника, составив протокол о признании последнего уклонившимся от заключения контракта.

Похожие выводы о сокращении сроков предоставления требований по гарантии делало, в частности, Владимирское УФАС, Кировское УФАС. Татарстанское УФАС хоть и признало спорное условие незаконным, но уклонившимся победителя не посчитало.

Постановление АС Московского округа от 17.12.2020 по делу N А40-14754/20-2-77

 

УФАС решило, что скачок электричества — уважительная причина пропуска срока заключения госконтракта

Победитель закупки не подписал контракт и не представил его обеспечение вовремя. Заказчик признал его уклонившимся.

Победитель пояснил, что не сделал это в срок из-за скачка электричества, который вывел из строя компьютер с ЭП. Быстро устранить неисправность не удалось.

Кроме того, после признания уклонившимся победитель направил заказчику подписанный контракт в бумажном виде и документы в подтверждение его обеспечения. Также подготовил график исполнения контракта.

Контролеры не нашли оснований для РНП. Они среди прочего учли, что ранее обращений о включении сведений об этом победителе в реестр не было.

Такой же вывод при сходных обстоятельствах сделало и Тамбовское УФАС.

Отметим, нередко победители откладывают подписание контракта на последний день срока. В некоторых случаях это могут посчитать недобросовестным отношением (см., например, определение ВС РФ, постановление АС Северо-Кавказского округа, постановление АС Уральского округа), поэтому рекомендуем подписывать контракты заранее.

Решение Татарстанского УФАС России от 02.10.2020 N АЯ-04/13254

 

Правительство одобрило проект об упрощении госзакупок

На заседании правительства 21 января был одобрен оптимизационный проект о госзакупках.

Среди прочего планируют:

— существенно сократить количество способов определения поставщика;

— ввести электронный документооборот на всем жизненном цикле закупки;

— унифицировать требования к действиям участников;

— сократить количество документов;

— усилить требования к квалификации участников;

— дать возможность малому и среднему бизнесу предоставлять обеспечительные гарантии от «ВЭБ.РФ» и региональных гарантийных организаций.

Информационное сообщение Минфина России от 21.01.2021 (https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=37360-pravitelstvo_odobrilo_optimizatsionnyi_zakonoproekt_o_goszakupkakh)

 

Статья: Административная практика

(«Вестник Института госзакупок», 2021, N 1)

 

Статья: Реестр недобросовестных поставщиков: требуется совершенствование

(Тихомиров П.А.)

(«Российское конкурентное право и экономика», 2020, N 4)