К полномочиям какого органа относится обследование жилого помещения на предмет пожарной безопасности?

Вправе ли местная администрация проводить обследование жилого помещения на предмет пожарной безопасности?

 

Сообщаю Вам следующее: Согласно Методическим рекомендациям (утв. МЧС России 19.05.2020 N 2-4-71-11-12)
проводить противопожарные обследования жилых помещений обязаны члены добровольной пожарной охраны. Создание условий для организации добровольной пожарной охраны относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Таким образом, обследование жилого помещения на предмет пожарной безопасности относится к полномочиям органов местного самоуправления (Письмо МЧС России от 28.10.2019 N 43-5692-19).

 

 

 

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

Документ 1

Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами от 06.05.2011 N 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» <1>, от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» <2>, от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» <3>, от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» <4>, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами в целях координации деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по созданию подразделений добровольной пожарной охраны <5>, установления системы мер поддержки ДПО и социальной защиты добровольных пожарных.

<1> Далее — Закон «О добровольной пожарной охране».

<2> Далее — Закон «О некоммерческих организациях».

<3> Далее — Закон «Об общественных объединениях».

<4> Далее — Закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

<5> Далее — ДПО.

Методические рекомендации рассчитаны на практическое применение должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при реализации установленной компетенции в области пожарной безопасности, в том числе при оказании поддержки общественным объединениям пожарной охраны.

Термины и определения

В методических рекомендациях применены следующие термины и определения:

добровольная пожарная охрана — социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц — общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

добровольный пожарный — физическое лицо, являющееся членом или участником общественного объединения пожарной охраны и принимающее на безвозмездной основе участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

…сельские поселения — один из типов муниципальных образований в России, представляет собой один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;…

 

…15. Мероприятия, реализуемые ДПО

на территории населенных пунктов

В целях реализации основных задач ДПО может осуществлять следующие функции:

спасение при участии в тушении пожаров людей и имущества;

…проведение, с согласия владельцев, противопожарного обследования жилых помещений и оформления рекомендаций для устранения нарушений правил противопожарного режима;


«Методические рекомендации по созданию и организации деятельности подразделений добровольной пожарной охраны по обеспечению необходимого уровня пожарной безопасности населенных пунктов» (утв. МЧС России 19.05.2020 N 2-4-71-11-12) {КонсультантПлюс}

Документ 2

Учитывая, что в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее — ФЗ N 69) и Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее — ФЗ N 68) работающее население, а также учащиеся в образовательных организациях в обязательном порядке проходят обучение в области безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности, трудно решаемым вопросом остается пропаганда знаний среди неработающего населения и граждан пенсионного возраста.

Согласно положениям статьи 25 ФЗ N 69, статьи 21 ФЗ N 68 обязанность по пропаганде указанных знаний возложена на органы государственной власти и органы местного самоуправления. Для активизации указанной работы эффективным институтом можно считать общественный контроль, но в сложившейся ситуации добровольные пожарные и иные добровольцы (волонтеры), обладающие необходимым набором знаний, умений и навыков, могут сыграть существенную роль в доведении необходимой информации до указанной категории населения….

….Обходы жилого сектора. С целью обеспечения безопасности добровольцев (волонтеров) указанное мероприятие целесообразно проводить группой не менее двух человек. Указанное мероприятие может сочетаться с деятельностью органов социальной защиты, органов опеки и попечительства. Обходы осуществляются как по дворам, так и по квартирам.

По согласованию с жильцами жилых помещений может быть проведено противопожарное обследование жилья с представлением рекомендаций. Указанное обследование должен осуществлять доброволец, имеющий соответствующее профессиональное образование или обучение в области пожарной безопасности и опыт работы.

В рамках обходов может решаться задача, при наличии финансирования региональных программ, помощи организатора добровольческой (волонтерской) деятельности (общественных и иных организаций) или частных лиц, — по устранению явных нарушений требований пожарной безопасности (например, связанных с электрооборудованием, печным отоплением и т.п.) и оборудованию автономными пожарными извещателями и первичными средствами пожаротушения (огнетушителями).


«Методические рекомендации. Формы и методы участия добровольцев в профилактических мероприятиях, направленных на предупреждение нарушений требований в области пожарной безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе в информировании граждан по данным вопросам» (утв. МЧС России) {КонсультантПлюс}

Документ 3

В настоящее время должностные лица государственного пожарного надзора не наделены правом проводить обследования и проверки жилых, помещений и домовладений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности.

Поэтому особое значение приобретает исполнение представленных полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.


<Письмо> МЧС России от 28.10.2019 N 43-5692-19 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации установки автономных пожарных извещателей в местах проживания малоимущих многодетных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации», «Методическими рекомендациями по повышению уровня пожарной безопасности социально значимых объектов, в том числе с круглосуточным пребыванием детей, за счет оснащения системами автоматической противопожарной защиты») {КонсультантПлюс}

Документ 4

Статья 19. Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности

 

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2022 в абз. 1 ч. 1 ст. 19 вносятся изменения (ФЗ от 22.12.2020 N 454-ФЗ).

 

К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в соответствии с законами указанных субъектов Российской Федерации осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения.


гл. III, Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «О пожарной безопасности» {КонсультантПлюс}

 

 

Ответ подготовил эксперт

Регионального информационного центра

сети КонсультантПлюс ООО «ТелекомПлюс»

 Гадисламова Ирина Мидхатовна

Ответ актуален на 04.02.2021 г.