С начала года действует постановление о минимальной доле закупок российских товаров. Ведомство разъяснило, как рассчитать НМЦК в рамках квотирования.

Шаг 1. Найти товар в соответствующем реестре российской, евразийской и отечественной радиоэлектронной продукции.

Шаг 2. Направить запрос минимум 3-м поставщикам продукции в ГИСП. В нем учитываются характеристики из КТРУ (при наличии). Контакты следует брать из карточки предприятия.

Если компаний меньше или сведений о них нет в системе либо такие сведения неполные, то стоит фиксировать это. Например, сделать скриншот. Его надо отправить в Минпромторг (Metod@minprom.gov.ru). Отметим, что ведомство не поясняет, можно ли направлять в этом случае запросы поставщикам не из ГИСП либо пользоваться общедоступной информацией.

Скриншот может потребоваться, чтобы отчитаться о невозможности соблюсти минимальную долю.

Шаг 3. Получить коммерческие предложения от поставщиков и рассчитать НМЦК по правилам ст. 22 Закона N 44-ФЗ.

Информационное сообщение Минпромторга России от 01.02.2021 (https://gisp.gov.ru/news/14074908/)

 

Можно ли в госзакупках подтвердить строительный опыт, если сумма в актах меньше цены договора

Заказчик проводил электронный аукцион с доптребованиями. Заявку одного из участников отклонили. Представленные им акты подтверждали выполнение работ лишь на часть суммы договора. Кроме того, в ЕИС у договора был статус «Исполнение». ФАС признала решение комиссии неправомерным, суд поддержал контролеров.

Оснований для отклонения заявки не было, поскольку акты свидетельствовали о выполнении работ на сумму, которая составляла более 20% от НМЦК спорной закупки. Разница между суммой в актах и ценой договора объясняется тем, что его предметом были не только СМР. Подрядчик также взялся разработать рабочую документацию. Акты об исполнении этого обязательства не подтверждают строительный опыт.

Отметим, что к похожему выводу приходил ВС РФ: необязательно подтверждать полное исполнение контракта, если есть акты на сумму, необходимую для участия в закупке. Вместе с тем некоторые контролеры занимают противоположную позицию.

Решение АС г. Москвы от 10.12.2020 по делу N А40-171896/20-2-852

 

Суды: поломка ключа ЭП не спасла победителя госзакупки от РНП

Победитель закупки вовремя не подписал контракт и не обеспечил его исполнение. Сведения включили в РНП.

Победитель пояснил, что он не хотел уклоняться:

— просрочка была из-за поломки ключа ЭП. Он пытался получить его заново, однако ключ выдали после того, как истек срок для подписания контракта;

— для исполнения обязательств закуплены товары.

Суды такие доводы не убедили, поскольку победитель:

— не проявил заботливость и осмотрительность для заключения контракта. Об обязанности подписать и обеспечить контракт было известно уже в день итогов закупки. Победитель откладывал это до последнего;

— не доказал, что по независящим от него причинам невозможно выполнить обязанности;

— не представил документ об обеспечении;

— представил накладную о закупке товара лишь в суд, но не в контрольный орган.

ВС не стал пересматривать дело.

Отметим, в практике контрольных органов встречается и другая позиция. Так, Ульяновское УФАС не стало включать сведения в РНП: победитель не смог своевременно устранить неполадки с ЭП, однако направил заказчику письмо с просьбой заключить контракт в бумажном виде.

Архангельское УФАС России также не нашло оснований для РНП: контролерам представлены документы об оплате изготовления новой ЭП, а также накладные о закупке товара для исполнения контракта.

Татарстанское УФАС учло документы об оплате изготовления новой ЭП, а также обеспечительную гарантию и тоже не включило данные в РНП.

Определение ВС РФ от 28.01.2021 по делу N А40-315157/2019

 

Акт проверки контролеров не основание взыскать переплату после приемки по госконтракту

Заказчик оплатил работы по контракту. Управление федерального казначейства выявило переплату. Заказчик на основании акта проверки потребовал от подрядчика ее вернуть.

Суды заказчика не поддержали:

— акт проверки не обязывает подрядчика вернуть деньги, такого основания нет в гражданском законодательстве. Одного этого документа недостаточно, чтобы доказать завышение объема и стоимости работ;

— судебная экспертиза не проводилась;

— проверка была в отношении заказчика. Допущенные им нарушения расходования бюджета не должны приводить к последствиям для подрядчика;

— приемочные документы подписаны сторонами, а работы выполнены без замечаний.

Такую же позицию ранее занимал и ВС РФ.

Однако есть пример, когда заказчик все же смог доказать переплату.

Постановление АС Северо-Кавказского округа от 20.01.2021 по делу N А20-466/2020

 

Как ЦБ РФ планирует развивать финансирование малого и среднего бизнеса

Во II квартале 2021 года регулятор рассмотрит идею дать банкам право проводить удаленную идентификацию клиентов с помощью видеопотока. Это позволит расширить доступ малого и среднего бизнеса к финсервисам и снизить стоимость обслуживания (п. 4.2 дорожной карты).

В IV квартале 2021 года подумают над уровнями кредитного рейтинга ценных бумаг малого и среднего бизнеса, которые будут доступны неквалифицированным инвесторам. Цель — повысить привлекательность таких ценных бумаг (п. 5.1 дорожной карты).

В 2021 году правительству могут предложить закрепить в Законах N N 44-ФЗ и 223-ФЗ право применять факторинг при оплате госконтрактов. Поправки позволят увеличить его объем в расчетах между госструктурами и субъектами МСП (п. 5.5 дорожной карты).

В 2021 — 2022 годах хотят обеспечить доступ малого и среднего бизнеса к финансированию через краудинвестинговые платформы (п. 5.3 дорожной карты).

В планах и другие меры.

Дорожная карта Банка России по развитию финансирования субъектов МСП (https://cbr.ru/Content/Document/File/118380/Road_Map_development_2021-22.pdf)

 

Нацрежим в госзакупках будут применять для одноразовых медизделий не только из ПВХ

Ограничения допуска иностранных медизделий действуют, в частности, при закупке некоторых одноразовых изделий из ПВХ. С 7 февраля их надо устанавливать и при приобретении товаров из иных пластиков, полимеров и материалов. Новые правила не применяются к закупкам, объявленным до этой даты.

Как и прежде, чтобы сработали ограничения допуска, должно быть минимум 2 заявки. Требования к ним не изменились.

Постановление Правительства РФ от 28.01.2021 N 76

 

Централизованные госзакупки офисного ПО и антивирусов для федеральных нужд отложены до 2023 года

С 2018 года действует постановление о централизованных закупках российского ПО для федеральных госорганов. Правительство определило единых заказчиков: Казначейство приобретает программы для бюджетного учета, а Минцифры — антивирусы и офисное ПО.

Правительство приостановило до конца 2022 года эти полномочия Минцифры.

Новшества вступают в силу 7 февраля.

Постановление Правительства РФ от 28.01.2021 N 63

 

«Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (январь 2021 года)»

(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)

 

«Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (январь 2021 года)»

(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)